10 интересных фактов о музыкальных инструментах (2 часть)

128573120_3548246881956317_8599240089861185822_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФЛЕЙТЕ:

1. Современная флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Флейты такой конструкции появились в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н.э.). Первоначально флейта была инструментом пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее она стала принимать участие в духовных обрядах. В XVII веке флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала полноправным инструментом ансамблей и оперных оркестров. В1832 году немецкий мастер Т. Бем усовершенствовал инструмент; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту

2. Поперечная флейта - продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. Звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Для современной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, очень пронзительны, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.

3. Флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо, альтовая и басовая. Строение флейты-пикколо такое же, как и у большой флейты, различие кроется в размерах - она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Н.А.Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. Альтовая флейта напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон - от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы. Басовая флейта - в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы. Существуют и гораздо более редко используемые образцы — d'Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

4. Современные флейты обычно изготавливают из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Флейта - единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. Следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых инструментах.

5. При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применил в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р.Штраус. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела грани! «Мультифоники» — одновременно извлекается два и большее количество звуков. «Whistle tones» - негромкий свист. «Танграм»- звуки, аналогичные хлопанью ладонями. «Jet whistle» - реактивный свист.Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

6. Древнейшую флейту обнаружили в 1998 году в Любляне (Словения). Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет. Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука: Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая проповедует любовь и свободу. На флейте играли выдающиеся личности: Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Михаил Глинка, Энрико Карузо, Вуди Ален, и др.

7. В 1939 году по заказу известного флейтиста Уильяма Кинкаида компания Powell изготовила самую дорогую флейту из чистой платины. В 1986 году на аукционе её продали за 600 тысяч долларов. Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии в 2011 году на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки. Самое длинное беспрерывное выступление флейтистки Кэтрин Брукес в Бедворте (Великобритания) продолжалось 25 часов 48 минут. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.

8. Выразительность звучание флейты всегда привлекала внимание композиторов. Для флейты писали: А.Вивальди, И.С. Бах, Г.Гендель, К.В. Глюк, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, К.М. Вебер, Ф.Шуберт, Д. Россини, Г. Берлиоз, К.Сен-Санс. В джазе одним из первых стал использовать флейты руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Jethro Tull - вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песнях Битлз, на ней играет Джон Скотт.

9. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце.

10. Существует красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта. Легенда связана с древнейшим богом Греции Паном. Родившись с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой, Пан не остался жить на Олимпе, а ушел в тенистые леса и горы, где пас стада. Однажды Пан увидел красавицу нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянув на Пана, нимфа в страхе убежала. Пан стремился догнать ее, но путь ему преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки услышал ее мольбы и превратил в гибкий, тихо шелестевший тростник, который, вместо Сиринги, обнял подбежавший Пан. Печально вздыхая, он срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память о прекрасной нимфе Пан назвал свою свирель сирингой и стал играть на ней в уединении лесов, оплакивая свою любовь.

П.И.Чайковский "Ариозо Ленского" из оперы "Евгений Онегин"
(переложение для флейты).Исп. Эммануэль Паю (флейта)
https://www.youtube.com/watch?v=dS1YAapVcCs

-22.jpg
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О КЛАРНЕТЕ:

1. Кларнет – музыкальный инструмент из группы деревянных духовых, подобно гобою, ведущий происхождение от пастушеской свирели. «Предками» кларнета можно считать некоторые из деревянных духовых инструментов, употреблявшихся в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. В современном виде кларнет появился в оркестре в середине XVII в. Он был разработан на базе «шалюмо» - старинного французского инструмента, который являлся одним из видов свирели и широко использовался во французских оркестрах. Усовершенствовал шалюмо немецкий мастер И. Деннер. Он фактически преобразовал его в новый инструмент, с раструбом и более широким диапазоном, звучание которого напоминало звук трубы под названием клорино. Собственно это и определило название нового инструмента: по-итальянски clarnetto – маленькое кларино, а по-русски кларнет.

2. Кларнет – это трубка цилиндрической формы, длина которой около 70 см. Одна сторона имеет небольшое расширение - венчикообразный раструб. Другая - мундштук в виде клюва, к которому прикрепляется одна трость (пластинка из тростника). Инструмент состоит из следующих компонентов: мундштука, лигатуры, бочонка, верхнего колена, клапанов, нижнего колена, раструба. Кларнеты производят из высокородных сортов мпинго, кокобола и африканского черного дерева, которые растут длительное время и имеют твердую, хорошо резонирующую структуру. Также возможно изготовление этого инструмента из самшита, палисандра и иногда синтетических материалов, но такие инструменты чаще всего используются в учебных целях и в концертах на открытом воздухе. 

3. Диапазон кларнета составляет почти четыре октавы и условно делится на три регистра: нижний, имеющий название шалюмо - по звуку сумрачный и угрюмый; средний – кларино, светлый и прозрачный; верхний – резкий и крикливый. У кларнета есть еще одно большое преимущество - ему доступно гибкое изменение динамической линии - от интенсивного усиления звука до его значительного ослабления. Кларнет может играть на чуть слышном «пианиссимо», но также способен впечатлить и ярким звучанием.

4. В.А.Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета. Благодаря своему прекрасному тембру кларнет заслужил большую любовь многих композиторов. В симфонической музыке можно найти многочисленные примеры его сольных эпизодов. Л.В.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон, Я Сибелиус, П.И.Чайковский, С. Рахманинов, Д. Шостакович и другие величайшие авторы музыкальных шедевров украшали свои произведения выразительными солирующими партиями кларнета. В симфонической сказке «Петя и Волк» С.Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.

5. Кларнет в начале 1900 годов был очень популярным джазовым инструментом, а особо важным в этом жанре он стал в 30х и 40-х годах прошлого столетия в эру биг-бендов в эпоху свинга. В 70-х годах прошлого века выросла заинтересованность к подлинному исполнению произведений 18-х и 19-х веков на инструментах того времени. В1972 годы был организован ансамбль «The Music Party», который исполнял аутентичную музыку на старинных кларнетах. Создателем такого ансамбля был британский музыкант Алан Взломщик.

6. Джулия Робертс, знаменитая американская актриса, в школьном оркестре играла на кларнете. Вуди Аллен (кинорежиссер) отказался от приглашения на вручение кинопремии «Оскар» из-за концерта, на котором он играл на кларнете. Стивена Спилберга, всемирно известного режиссера, можно увидеть играющим на кларнете в оркестре в его знаменитом фильме «Челюсти».

7. Одной из самых популярных кларнетовых партий считается соло из «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина. Во время репетиции пьесы перед премьерой в 1924 году, солист решил поэкспериментировать и сыграл хроматический ход от нижней ноты до верхней на глиссандо, Гершвину это очень понравилось, и с тех пор соло звучит на концертах именно так.

8. Всемирно известные музыкальные группы и музыканты, такие как «Битлз», «Аэросмит», «Пинк Флойд», Том Уэтс, Билли Джоэл и Джерри Мартини охотно применяли звук кларнета в собственных музыкальных композициях. Уникальный инструмент, принадлежащий легендарному Бенни Гудмену, был продан на аукционе за 25000 долларов.

9. Кларнет не только один из самых мелодичных, но и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов, на нем можно осуществлять различные исполнительские задачи. Самая длинная нота, исполненная на духовых инструментах на одном дыхании, была сыграна именно на кларнете Филиппом Палмером (Великобритания) 27 ноября 2006 года, и длилась она 1 минуту 16 секунд.

10. За годы своего существования кларнет стал одним из самых востребованных инструментом в музыкальной культуре. Композиторов всех времен привлекали выразительные возможности этого музыкального инструмента, а также его технический потенциал. Кларнет стал одним из последних, кто завершил формирование симфонического оркестра. Кроме того, благодаря своему привлекательному и изящному тембру, он превратился в романтический символ в музыкальном искусстве и завоевал признание слушателей. Кларнет один из самых интересных инструментов, спектр применения его огромен: симфонический, камерный, эстрадный и духовой оркестры; джаз, рок, народные клезмерские ансамбли. По количеству ярких исполнителей-солистов кларнет могут превзойти только скрипачи и пианисты.

"Кармен фантазия" (на темы оперы Ж.Бизе "Кармен")
Исполняет Николя Бальдейру (кларнет)
Партия фортепиано - Юко Сасаи.
https://youtu.be/srxvqnPyDyU

130193096_3573705122743826_3662269888575536059_n.jpg
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О САКСОФОНЕ:

1.Саксофон — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Трудно себе представить, что после всех приключений в детстве Адольф Сакс станет известным музыкантом и мастером, который прославится на весь мир. Детство Сакса было очень драматичным. Мать называла его ребёнком, обречённым на неудачу. В два года он упал со второго этажа, сильно ударившись о камень. Родители думали, что сын не выживет. В три года Адольф отравился серной кислотой и проглотил булавку. Далее были сломанная нога, корь и три дня в коме, ожоги от порохового взрыва, сломанная рука, сильное отравление от испорченного вина и другие неприятные ситуации. Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.

2. Первое наименование саксофона, данное ему Саксом, – «мундштучный офиклеид». Работая над его созданием, Сакс стремился добиться особого звучания, в котором сочетались бы интонационные возможности как деревянных, так и медных духовых инструментов. Впервые широкая публика увидела и услышала мундштучный офиклеид на Брюссельской промышленной выставке в 1841 году. 23 июня 1846 года изобретение Адольфа Сакса было запатентовано и получило название «саксофон» – эта дата считается официальным днем рождения инструмента. Адольф Сакс сконструировал четырнадцать разновидностей саксофонов, из которых сегодня используются только восемь: самый маленький - сопраниссимо саксофон, также называемый соприлло, затем сопранино саксофон, сопрано саксофон, альт саксофон, тенор саксофон, баритон саксофон, басовый и контрабасовый саксофоны.

3. Изначально Сакс предполагал разделение саксофонов на две группы, одна из которых (в строе «до» и «фа») по своему звучанию подходила для симфонических оркестров, а вторая (в строе «си-бемоль» и «ми-бемоль») -для духовых оркестров. Как показала история, наибольшую популярность завоевали инструменты второй группы, а выпуск саксофонов для симфонического оркестра постепенно сошел на нет.

4. Звукообразующий элемент на инструменте - трость, которую исполнитель заставляет колебаться, вдувая в саксофон воздух. Принцип извлечения звука близок к звукоизвлечению на кларнете, а вот аппликатура саксофона похожа на аппликатуру гобоя. Диапазон саксофона, составляющий более двух октав, делится на три регистра: низкого, среднего, и высокого звучания. Их выбор зависит от характера произведения заложенного композитором. Выразительные возможности инструмента очень велики. Саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

5. Своим привычным названием саксофон обязан Гектору Берлиозу. Именно этот термин великий композитор-новатор использовал в своей статье, посвященной новому инструменту, которая была опубликована в 1842 году в парижской газете «Journaldes Debats». Первое музыкальное произведение, в котором присутствовала партия саксофона – «Хорал для голоса и шести духовых инструментов» Гектора Берлиоза. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, а также в качестве солирующего инструмента. Он является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

6. Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

7. В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный. В 1948 году в СССР постановлением ВКПБ от 10 февраля слова «джаз» и «саксофон», как элементы враждебной культуры, попадают под запрет. Этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.

8. Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз - бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все - же сыграл.

9. Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях. Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили «дом-саксофон». Граждане Бельгии очень гордятся тем, что человек, создавший саксофон, является их соотечественником. В знак признания великого изобретателя, ещё до введения единой валюты для стран «еврозоны», национальным банком страны была выпущена банкнота 200 франков с изображением Адольфа Сакса.

10. Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите – саксофон. Инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его страстный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха, нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.

А.Хачатурян - "Танец с саблями" из балета "Гаянэ"
Транскрипция Маргаритты Шапошниковой.
Исполняют: Серей Колесов (саксофон) и Елена Гриневич (фортепиано)

https://www.youtube.com/watch?v=YbV1E6eUQAM&feature=share

130971985_3583336711780667_7865955729637135787_n.jpg
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БАРАБАНЕ:

1.Барабан - музыкальный инструмент из семейства ударных. Мало кто может соперничать с барабаном по возрасту. Первые раскопки датируются шестым тысячелетием до н.э. в Месопотамии. Там были найдены барабаны, представляющие собой маленькие цилиндры. Являясь одним из самых популярных музыкальных инструментов, барабан используется в различных направлениях: от фольклора, до рок-музыки. Барабаны известны во всех странах и во все времена.

2. В древности барабаны использовались для ритуальных танцев, обрядов, военных шествий, и как помощник в соблюдении ритма, например при синхронном беге, при необходимости слажено грести, либо что-то тянуть. До сегодняшних дней у некоторых африканских племён сохранился обряд захоронения барабана на специальном кладбище после смерти его хозяина. В 6-7 веках, в Японии барабаны использовали на поле боя, чтобы испугать, ошеломить противника: солдат нёс барабан на спине, а двое поплечников в него били. Барабаны играли важную роль в эпоху Средневековья и Возрождения в Европе. Малый барабан и его родственники были использованы в пехоте, чтобы отправить закодированные инструкции солдатам. Они также использовались в древней Африке и Индии для отправки сообщений на большие расстояния между деревнями.

3.Барабан состоит из полого корпуса-резонатора цилиндрической формы, выполненного из дерева (металла) или рамы. На них натягиваются кожаные мембраны. Сейчас используются пластиковые мембраны. Это произошло в конце 50-х годов 20-го столетия, благодаря производителям Эвансу и Ремо. Чувствительные к переменам погоды мембраны из телячьих шкур заменили на мембраны, изготовленные из полимерных соединений. С самого начала звук извлекали с помощью рук, позже придумали использовать барабанные палки, один конец которых закругляли и обматывали тканью. В том виде, в каком мы знаем их сегодня, барабанные палочки появились в 1963 г. благодаря Эверетт «Вик» Фёрс.

4.Пётр I внёс свой вклад в популяризацию барабанов. Известен его указ о вхождении в каждое воинское соединение специального барабанщика. Барабанщик был обязан сопровождать войска на марше и передавать сигналы к бою. Сам же Пётр I также был барабанщиком в своих войсках.

5. В 1920-е годы барабанщиков нередко привлекали для съемок фильмов. Они должны были записывать звуковые эффекты, например, лошадиный галоп, выстрелы, или звук прибывающего поезда.

6. Самая известная женщина-барабанщица на Земле - это Виола Смит. Она была известна своей работой в оркестрах, свинг - группах и популярной музыке ещё с 20-х годов прошлого столетия. Она прожила почти 108 лет и говорила, что игра на барабане является причиной её долголетия. Виолы не стало совсем недавно, 21-го октября 2020 года.

7. Самая большая барабанная установка состоит из 813 инструментов. Её постройка заняла у Марка Температо, американского священника, около 35 лет. Самая долгая барабанная дробь длилась 12 часов 5 мин.5 сек. При игре на барабанах сгорает больше калорий за полчаса, чем при езде на велосипеде или при подъёме тяжестей за такое время.

8. У барабана нет конкурентов и в громкости звука! Самым громким является барабан, диаметр которого составляет 3 метра 96 сантиметров. По причине чрезвычайно мощного звучания он прозвучал в концерте всего один раз. Это случилось в последний майский день 1987-го года в Лондоне в Роял-Фестивал-Холле.

9. Сегодня малый и большой барабаны прочно вошли в состав симфонического и духового оркестров. Зачастую барабан становится солистом оркестра. Звук барабана записывают на одной линейке («нитке»), где отмечен лишь ритм. Его не пишут на нотном стане, т.к. у инструмента нет определенной высоты. Малый барабан звучит сухо, отчетливо, дробь прекрасно подчеркивает ритм музыки. Мощные звуки большого барабана напоминают то гром орудий, то гулкие раскаты грома. Самый большой, низко-звучащий бас-барабан является начальной точкой для оркестров, основой для ритмов. Сегодня барабан является одним из важных инструментов во всех оркестрах, он практически незаменим при исполнении любых песен, мелодий, является непременным участником военных парадов, юношеских съездов, слетов.

10. Если вы когда-нибудь общались с барабанщиком, то наверняка замечали, что он постоянно находит возможность по чему-нибудь постучать. У барабанщиков есть магическая сила превращать любые предметы в инструмент. За исключением вокалистов, барабанщики – это единственные, кто может в любое время и в любом месте устроить себе репетицию. Игра на барабане снижает гормоны стресса в нашем теле. Играйте на барабанах!

Drum Solo Duet (HQ) (Дуэт Барабанного Соло).
Исп. Марвин "Смитти" Смит и Стив Смит (Marvin "Smitty" Smith and Steve Smith).
https://www.youtube.com/watch?v=uzY_ofk--50&feature=youtu.be

131892104_3590957274351944_783615159157938524_n.jpg
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О КСИЛОФОНЕ:

1. История ксилофона началась очень давно, около двух тысяч лет до нашей эры. На стенах древних храмов встречаются изображения людей, музицирующих на инструментах, напоминающих по виду ксилофон. Искусствоведы ведут жаркие споры, где находится родина этого инструмента: некоторые считают Африка, другие Азия, а иные намерены доказать, что Латинская Америка - на этих континентах находили внушительное количество простейших ксилофонов. Различные варианты ксилофона существовали в течение долгих лет во многих культурах. Старинные фрески свидетельствуют, что на европейский континент инструмент попал в 15 веке, но большого распространения не получил, оставаясь в основном инструментом странствующих музыкантов. Конструкция ксилофона того времени была довольно проста и представляла связанные между собой брусочки разной длины, которые быстро раскладывались на ровной поверхности. Играли на нем при помощи палочек, которые делались из ивового дерева в форме маленьких ложек. Звуковые возможности ксилофона были весьма ограничены.

2. Только в первой половине 19 века конструкция инструмента претерпела кардинальные изменения. Значительным преобразованием ксилофон обязан белорусскому цимбалисту М. Гузикову, который увеличил диапазон инструмента до двух с половиной октав хроматического звукоряда, добавив количество пластинок и расположив их в определенном порядке в 4 ряда. Изменился облик инструмента, звук стал наиболее насыщенным и приятным, так как звуковые пластины были размещены на соломенных трубках, которые выполняли роль резонатора звука. Эта конструкция и стала основой нынешнего ксилофона и использовалась в дальнейшем на протяжении ста лет.

3.Очень долгое время ксилофон использовался только в народной музыке, но после значительных преобразований круг его применения значительно вырос. Многие оркестры - симфонический, эстрадный, народный, духовой, биг-бэнд включают в репертуар произведения, которые ксилофон украшает своим звучанием. Бывают и ансамбли, в состав которых входят только ударные инструменты и ксилофоны, в том числе. Ксилофон сегодня-это самодостаточный звуковысотный ударный инструмент. Его необыкновенное звучание побуждает музыкантов образовывать коллективы, в которых исполнители играют только на такой группе инструментов. Среди таких следует отметить ансамбль Marimba Mix из Санкт – Петербурга.

4.Семейство ксилофона очень большое и разнообразное. Это один из самых известных этнических музыкальных инструментов. У каждого народа есть свой ксилофон. На африканском, азиатском и американском континентах ксилофоны существуют во многих различных формах и с большим количеством имен. Вот некоторые из них: «Балафон» - популярен в Анголе, Гвинеи, Мали, Мадагаскаре, Камеруне, Конго, Сенегале, Гамбии, Кот-д'Ивуаре. «Тимбила» – национальный инструмент Мозамбик. «Моккин»– ксилофон из Японии. «Маримба» - очень распространен в Мексике и Центральной Америке. «Вибрафон» и колокольчики (металлофоны) - разновидности ксилофона, звуковые пластины которых сделаны не из дерева, а из металла - все эти инструменты объединяет одинаковое строение.

5.Современный ксилофон является инструментом с довольно простой конструкцией, состоящей из рамы, на которой закреплены два ряда деревянных брусков, уложенных как клавиши пианино и имеющих определенную звуковысотность. Чем брусок короче, тем звук выше и наоборот. Каждая клавиша (брусок) лежит на специальной мягкой прокладке, которая изготавливается из поролона. Молоточки, которыми играют ксилофонисты, ласково называют «козьими ножками». Для оркестров или отдельных инструменталистов производители ксилофонов изготавливают инструменты разных размеров - от маленьких пикколо до больших басовых моделей. Диапазон звучания ксилофона довольно широкий - это четыре октавы музыкальных звуков.

6. Ксилофон был очень популярен в жанре регтайма в начале двадцатого века, а также в 70-е годы прошлого столетия, когда началось возрождение жанра. До 40–х годов прошлого века ксилофон очень активно использовался в джазовых коллективах, пока его не заменил вибрафон, также ксилофон регулярно был очень востребованным в американских мюзиклах в первой половине 20-го века. В настоящее время ксилофон используют в различных музыкальных жанрах – это народная, латиноамериканская, классическая музыка, регтайм, мюзикл, джаз, иногда даже рок и др.

7. Крупнейший из игровых ксилофонов составляет 8 м длиной, 2,5 м в высоту и 2 м в ширину, он был сделан Б. Мамото из Индонезии в 2009 году. Его вес составил 3168 кг.

8. Самый большой ансамбль ксилофонистов состоял из 1223 участников и выступал на стадионе Маеса Тондано в Индонезии на фестивале культуры и искусства 31 октября 2009 года.

9.Чтобы образно описать звук ксилофона, непременно нужно вспомнить произведения великого русского композитора А. Лядова, его симфонические картинки «Кикимора» и «Баба-Яга», где очень выразительно изображено и зловещее клацанье зубищами страшной кикиморы, и стремительно несущаяся ведьма, ломающая на своем пути засохшие ветки. Включение ксилофона в музыкальную палитру обычно связано с особенностью сюжета или своеобразными переживаниями. Из-за суховатой, пощелкивающей, несколько костяной окраске, звук этого инструмента чудесно используется в изобразительных замыслах. Например, песенку белочки грызущей орешки, в «Сказке о царе Салтане» Н.А. Римский-Корсаков поручил именно ксилофону. Французский композитор К. Сен-Санс, вдохновленный гравюрами немецкого художника 15 века Ганса Гольбейна, написал симфоническую поэму с пугающим названием «Пляски Смерти». Во время премьерного исполнения этого произведения кое-кто из слушателей оцепенел от страха, словно действительно ужасный скелет с полыми глазницами в черепе и со ржавой косой отплясывал страшный танец, стуча своими костями. Каким образом композитору удалось так художественно создать жуткий образ и достичь подобного эффекта? Столь пугающе изобразить такой персонаж автору помог именно ксилофон.

10. Ксилофон – это очень значимый и любимый инструмент во всем мире. Музыкальные энтузиасты надеются, что популярность ксилофона будет расти из года в год, и он, несомненно, будет ценным членом оркестра из-за его уникального звука. Он составляет мировое культурное наследие и шествует с человеком через время, привнося в его жизнь радость и умиротворение.


Эммануэль Сежюрне "Атракцион"
Исп. Кристоф Зейцен (Christoph Sietzen)
https://www.youtube.com/watch?v=ix-QW-BShPY

131672004_3597499757031029_6155991962229014964_n.jpg
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ДОМРЕ:

1. Домра - старинный русский народный инструмент, исторически и по происхождению гораздо старше русской балалайки, которую часто считают единственным исконно-русским инструментом, но по факту последнюю «открыли» в 18-ом веке, а домра была популярна и уже существовала в
16-ом веке.

2. Исполнителей на домре называли домрачеями или попросту скоморохами. Спрос на домры тогда был на столько велик, что на рынках существовали целые домерные ряды, где продавались самые разные по размеру домры : домришко, домра, домра басистая.

3. Домры изготавливались из различных пород дерева, но известно, что первые инструменты, а точнее их округлые корпуса делались из большой высушенной тыквы.

4.Забылась домра как русский народный инструмент в 17–м веке, т. к. была попросту уничтожена указом царя Алексея Михайловича в 1648 году, который объявил гонения на скоморохов (которые своими частушками и песнями порой поднимали на смех царя ). Домры были свезены в одну большую кучу на берег Москвы – реки и сожжены.

4. Возродилась домра и приобрела свой нынешний облик в 1896 году в Вятской губернии, благодаря великому русскому музыканту, просветителю, создателю первого оркестра русских народных инструментов Василию Васильевичу Андрееву. Совместно с мастером Семёном Налимовым он восстановил инструмент в том виде, который есть сейчас и вновь образовал семейство домр.

5. Домра поделилась на пикколо, малую, альтовую и басовую. Существует и контрабасовая домра, но в наше время в игровой практике она практически не используется, но присутствует в Оркестре имени Осипова и Оркестре имени Андреева. Так же контрабасовую домру можно увидеть в музее музыкальных инструментов им. М.И.Глинки в Москве.

6. Домра по звучанию немного схожа с балалайкой, но внешне очень отличается от нее в первую очередь за счет округлого корпуса и способом извлечения звука. На балалайке играют пальцами, а на домре в свою очередь используют для звукоизвлечения медиатор или плектор (изготавливался из различных материалов – натуральная кожа, черепаховый панцирь, но сейчас в основном распространены медиаторы, сделанные из различных сплавов пластмасс).

7. Существует два вида домр – трёхструнная с квартовым строем и четырёхструнная с квинтовым. Трёхструнная традиционно используется в России, четырёх более широко распространена на Украине и в Белоруссии, хотя сейчас исполнители часто владеют обоими инструментами.

8. Знаменитая Валентина Терешкова, первая женщина – космонавт, играла на домре и окончила по её классу музыкальную школу.

9. Хотя домра и считается русским народным инструментом, уровень исполнительства на ней настолько вырос, что помимо народной музыки на домре исполняются и шедевры мировой классики, а ведущие исполнители на ней (такие как Александр Цыганков, Вячеслав Круглов, Сергей Лукин и многие другие) дают концерты по всему миру. Так же домру пытались ввести в состав симфонического оркестра ( на примере оперы Дмитрия Шостаковича «Нос», но позже отказались от этой идеи ).

10. Домра как и все русские народные инструменты доказали, что искусство не имеет национальности или политической принадлежности – в 1978 году в США была создана ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует и по сей день. Как говорят сами американские создатели этой ассоциации: «Из всей фольклорной музыки в мире, именно русская ближе других американскому сердцу…».

https://www.youtube.com/watch?v=ZnYQ-8VbyuY