10 интересных фактов о музыкальных инструментах (3 часть)

132155178_3608461885934816_179646800134996841_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ГИТАРЕ:

1.История возникновения гитары берет начало задолго до нашего времени. Гитара, которая очень похожа на ту, что мы используем в 21 веке, уходит корнями на Древний Восток. Там почти 2 тысячи лет назад появились прототипы современного музыкального инструмента. Ее любили и уважали древние китайцы. Они мастерили такой инструмент из панцирей черепах и даже тыквы, которую предварительно вымачивали в солевом растворе, а после тщательно высушивали именно на солнце. Считалось, что только тогда гитара будет звучать идеально. Там же появилась лютня – это прабабушка современной гитары. У первых инструментов было всего 2 струны и только со временем появилось 4. До середины XVI века для игры на гитаре использовали смычок, и только позднее от него решили отказаться и стали играть рукой и прообразом современного медиатора.

2.В 17 веке появилась, так называемая, испанская гитара. У инструмента было уже 5 струн. Играть на ней могли только избранные. Мелодия получалась настолько звучной, что ее обожали короли и заказывали на любой бал и даже прием пищи! Пятиструнная испанская гитара существовала почти целый век, пока один народный умелец не решился добавить в конструкцию еще одну струну. Так, гитара стала шестиструнной. Первыми на таком инструменте научились играть испанцы, а потом и все остальные.

3.Само слово «гитара» не русское. Слово пришло из Средней Азии. Затем трансформировалось в Греции. В Испании говорили – гуитарра, в Италии - гайтар. Современное «гитара» пришло из Англии. Такое слово мы используем сегодня.

4. В Музее музыкальных инструментов, находящимся в консерватории Парижа находится гитара, принадлежащая работе венецианского мастера К. Коко. Образец, на котором стоит дата – 1602, является первым дошедшим до нас инструментом 17 века.

5. Николо Паганини, выдающийся итальянский скрипач, виртуозно играл как на скрипке, так и на гитаре. Многие технические гитарные приемы он переносил на скрипку, и по высказываниям современников своим невероятным мастерством Паганини обязан гитаре. Маэстро любил говорить: «Я король скрипки, а гитара моя королева». Гитара знаменитого скрипача является экспонатом музея Парижской консерватории.

6. Увлекались исполнением на гитаре такие знаменитые композиторы, как К.М.Вебер, Верди Д. , А. Диабелли. Выдающийся немецкий композитор Ф. Шуберт очень трепетно относился к гитаре. Инструмент, на котором музыкант играл и не расставался с ним всю свою жизнь, сейчас является экспонатом музея – квартиры Франца Шуберта в Вене. Знаменитый испанский композитор и гитарист Фернанд Сор, именуемый современниками «Мендельсоном гитары», пять лет в начале 19 века жил в Москве вместе со своей женой, которая служила балетмейстером в Императорском театре.

7.Сегодня в мире известно 3 вида акустических гитар. К ним относят: классическую гитару, джамбо и дредноут. Классическая гитара – самая старая и нам хорошо знакомая. Ее используют на различных концертах, а также в музыкальных школах. В общем, классическая – это гитара, какой мы привыкли ее видеть и знать. У современного инструмента струны из нейлона. Это недорогой и практичный материал, который можно быстро заменить. Корпус сделан из дерева. Классическую гитару создал испанец Антонио Торрес. Он придумал добавить шестую струну, придал инструменту окончательную форму и впервые сам исполнил на ней классическое произведение.

8. Это совершенная правда, что современную семиструнную гитару называют «русской». Иногда еще цыганской. Ее так любил Владимир Высоцкий! Изобрел семиструнную гитару Андрей Сихра. Он был виртуозом этого музыкального инструмента и мечтал научить играть на ней всех и каждого жителя нашей страны. Считается, что именно у семиструнной гитары – самое идеальное звучание, она подходит для любой музыки - от классической до современной в рок-обработке. Вот почему сегодня семиструнной делают и электрическую гитару.

9. Первую электрогитару произвели Жорж Бошам и Адольф Рикенбекер в 1931-м году. Ее корпус был сделан из металла и напоминал консервную банку. Самая большая в мире электрогитара имеет длину 13 метров 26 сантиметров. Изготовлена она в Академии наук и технологий Хьюстона в 2001-м году. Ее вес – чуть больше тонны. Она имеет длину более 13 метров, что в 6-7 раз больше человеческого роста. Поскольку все пропорции инструмента соблюдены и толстые струны, сделанные из авиационного кабеля, имеют соответствующую длину, то звук у него такой же, как на обычной гитаре.

10. Гитара — это один из самых популярных музыкальных инструментов и умением, играть на котором, могут похвастаться 6,5 % населения планеты.

И.Альбенис "Севилья". Исп. Джулиан Брим (гитара)
https://www.youtube.com/watch?v=HaZgZJrJmdk


132827332_3615462605234744_2997680188281999491_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БАЯНЕ:

1. Тембровая палитра существующих ныне музыкальных инструментов чрезвычайно богата, ведь каждый из них обладает своим неповторимым голосом. Например, у скрипки он певуче чарующий, у трубы – пронзительно блестящий, у челесты – прозрачно хрустальный. Однако есть один инструмент, который имеет редкую способность имитации различных тембров. Он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Этот инструмент называется баян и его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют «душой русского народа».

2. У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

3. В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф. Бушмана, преобразовав его в первую гармонь. В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры. Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

4.В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.
Позднее, в 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым, по поручению музыканта-гармониста Орланского-Титаренко был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре. А первый концертный многотембровый баян был изготовлен только в 1951 году специально для баяниста Ю. Кузнецова.

5. Инструмент с таким названием существует только в России и некоторых странах-соседях. Во всем мире его называют кнопочным аккордеоном, и это справедливо. Баян и аккордеон - это один и тот же инструмент с некоторым различием в строении, отличить их по дизайну и звучанию совсем несложно. Достаточно определить тип клавиатуры и все встанет на свои места. У баяна с правой стороны от 3 до 5 рядов кнопочек, а у аккордеона клавиатура, как у фортепиано.

6. Время создания баяна больше, чем время вынашивания человеческого детеныша. Долгих одиннадцать месяцев проходит с момента начала работы до выпуска готового продукта. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. Восемьдесят процентов всего производства осуществляется вручную. Для рождения одного баяна потребуется:
1) мастер по узловой механике;
2) меховщик;
3) мастер по изготовлению корпуса;
4) мастер по изготовлению резонаторов;
5) слесарь по изготовлению голосовых планок;
6) сборщик левой механики;
7) сборщик правой механики;
8) настройщик.
Нет ни одного человека, который бы совмещал в себе все эти специальности. Очень-очень редко попадается мастер, который отлично владеет двумя из этих восьми премудростей, но не более.

7. Не менее сложен этот инструмент и в освоении. Игра на баяне развивают быстроту реакции, интеллект, память, мышление. Ведь процесс игры на баяне состоит из трёх видов работ. Исполнитель должен отслеживать и координировать каждый вид: играть правой рукой, играть левой рукой и левой рукой управлять ведением меха. Это всё несинхронные действия.

8. Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений. Можно назвать огромный ряд имен баянистов, которые в составе фронтовых бригад в качестве солистов и аккомпаниаторов своими выступлениями вдохновляли людей на подвиги, несли радость, давали поддержку. Не раз они рисковали жизнью, было разбито немало баянов. Некоторые музыканты на всю войну связали свою судьбу с определенной воинской частью. Во время боя они шли на врага с пулеметом, а во время отдыха становились артистами. Выступали артисты перед боем и сразу после боя, перед любым количеством зрителей.

9. Баян, пройдя в XX веке стремительную эволюцию, органично и паритетно проявляет себя во взаимодействии с академическими инструментами. Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно. Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В. А. Моцарта, Н. Паганини, Л.В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, К. Дебюсси, Д. Верди, Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков. Он обнаруживает открытость новым стилевым веяниям, тембровым поискам. Подчёркивается существенное обстоятельство: в современном камерном творчестве баян во многом выступает в роли, которая исторически закрепилась в ансамблевой сфере за фортепиано. Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

10. У нас в России есть замечательные фабрики, где делают по специальной технологии на заказ современные концертные баяны последнего поколения «Юпитер», «Аппассионата», «Левша», «Россия», на которых играют выдающиеся музыканты. Многотембровый готово-выборный баян – это инструмент больших динамических, тембровых и акустических возможностей, которому под силу исполнение самых сложных произведений, написанных для различных инструментов. Уровень баянного исполнительства в наши дни чрезвычайно высок. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне. Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

Владислав Золотарев. Детская сюита №1 в 5 частях:
1. Скоморохи при дворе.
2. Машенькины вздохи.
3. Шут на гармонике играет.
4. Диковинка из Дюссельдорфа.
5. Марш солдатиков.
Концерт на телевидении в г. Осло (Норвегия, 1980г.).
Исп. Фридрих Липс (баян)
https://www.youtube.com/watch?v=rPoAFP2c4LA

133594875_3620998991347772_7490975665444670957_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БАЛАЛАЙКЕ:

1. Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Балалайку часто называют исконно русским музыкальным инструментом. Первые упоминания о ней относятся еще ко второй половине XVII века. Правда, многие исследователи считают, что этот инструмент был популярен еще раньше у татар, а в России он был лишь существенно изменен.

2.Считается, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать на Черниговщине. За несколько лет этот инструмент получил широкое распространение в России. В 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру. Кстати, отец Петра Алексей Михайлович игру на музыкальных инструментах не поощрял. Даже издавал указы отбирать их у скоморохов и сжигать. Тех, кто не подчинялся, ждало наказание плетью. А наиболее упрямых могли даже сослать.

3. Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий. В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе.

4. Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на её пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Образованный молодой человек, путешествуя по Европе, обратил внимание: в Италии есть мандолина, в Испании – гитара, а в России? И он нашёл балалайку. 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева – началом расцвета национальной инструментальной музыки. В 1887 году Василием Андреевым в Петербурге был организован музыкальный ансамбль под названием «Кружок любителей игры на балалайках». Дебютное выступление коллектива состоялось в 1888 году и имело большой успех. Затем ансамбль триумфально гастролировал за рубежом, в результате этого турне балалайку узнал весь мир. В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» преобразовался в Великорусский оркестр, который, выступая во многих уголках земного шара, прославлял Россию и её национальную культуру.

5. Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью. Длина этого стунно-щипкового инструмента 60-70 сантиметров. И всего три струны. Правда, раньше встречались балалайки с двумя струнами. Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская. «Балалайка» - от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает «дитя». Балалайка - это инструмент, который красиво звучит только тогда, когда сделан опытным мастером, хорошо знающим свое дело. Современный инструмент изготавливается из древесины сосны и состоит в общей сложности из 70 деталей. Балайкер - так называется мастер, изготавливающий балалайки.

6. В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном музыкальном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом, который победил в номинации «русская национальная музыка». Балалайка популярна не только в Японии, виртуозы-балалаечники есть также в странах Скандинавии: Швеции, Финляндии, Норвегии.

7.Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа (китайский аналог балалайки) украсили Амурский Бульвар города. Композиция была подарена городу в честь юбилея побратимских связей с китайским Харбином. Стоимость памятника превышает полмиллиона долларов США. Самой старой балалайке, которая экспонируется в "Музее балалайки" в Ульяновске - около 120 лет.

8. Известный рок-музыкант Джеймс Хэтфилд имеет внушительную коллекцию гитар. Но есть у него и балалайка, причем, изготовлена она для Хэтфилда по специальному заказу.

9. Интересно, что у музыкантов-балалаечников есть даже свой профессиональный праздник. Отмечается он ежегодно 23 июня. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского – президента Российского Клуба музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

10. За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, ее забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь надевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент. П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты». Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения. Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая хочется пуститься в разудалый пляс.

Ю.Шишаков "Барыня"
Исп. Алексей Архиповский (балалайка)
https://www.youtube.com/watch?v=6_Gen9VCGow

133605051_3622473181200353_959901621839888029_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ АККОРДЕОНЕ:

1. Аккордеон — клавишно-духовой музыкальный инструмент. Звук на аккордеоне возникает из-за свободного колебания металлических язычков под воздействием воздушной струи, образующейся при движении меховой камеры.

2. Аккордеон сочетает в себе свойства разных музыкальных инструментов. По внешнему облику он напоминает баян, по конструкции — гармонь, клавишами схож с фортепиано, а возможность переключать регистры роднит его с органом. Наличие меха позволяет очень тонко управлять звуком и влиять на окраску тембра, делать звук мягким, прозрачным или, наоборот, жестким и грубоватым. Инструмент обладает необычайной динамической гибкостью - от нежнейшего пиано до пронзительного форте. Наличие регистров, меняющих тембр, дает аккордеону возможность имитации звучания различных инструментов.

3. Свое имя аккордеон получил в 1829 году, когда в Вене мастер Кирилл Демиан изготовил гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке и назвал ее «аккордеон» (по-французски accordeon означает «ручная гармоника»). Он тут же подал заявку на инструмент и получил патент на свое изобретение (23 мая 1829 г.) и исключительные права на производство аккордеонов. Именно с этого времени, все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, во многих странах стали называться аккордеонами. Первый аккордеон имел только 5 кнопок, и каждая кнопка играла 2 аккорда: один аккорд при сжатии меха и другой — при растяжении мехов. Поэтому на нем можно было играть только очень простые мелодии.

4. Аккордеон очень быстро распространился в Европе, а затем и во многих других странах мира. Сейчас инструмент очень популярен в Мексике, Бразилии, Колумбии, США, Канаде, Франции, Голландии, Англии, Японии, Китае, Шотландии, Германии, Швеции, Японии, Финляндии, России и других странах.

5. Изначально применение аккордеона было ограничено лишь областью досуга. Его использовали повсюду, где люди хотели получать удовольствие и веселиться - в первую очередь народные празднества, а также варьете, дансинг, кабаре, уличные ресторанчики, мюзик-холлы, пикники. Позднее аккордеон стал незаменимым инструментом в танцевальной поп-музыке, джазе, а затем вышел на сцену как солирующий инструмент.

6. В Советском Союзе аккордеон был очень популярным инструментом в 30-е годы прошлого столетия и очень востребованным в джазовых коллективах А. Цфасмана, Л. Утесова, В. Кнушевицкого. Однако в 50-е годы он был «репрессирован» вместе со словом джаз и саксофон.

7. В США «Пианино на бретельках». В американских городах: Сент-Пол, Скоки, Детройт и Сан-Франциско аккордеон объявлен официальным инструментом. В Соединенных Штатах насчитывается приблизительно 75 000 человек, умеющих играть на этом инструменте.

8. Аккордеоны сегодня изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германии. Это немецкие марки: Horch, Hohner, Weltmeister, Barcarole, Firotti; итальянские марки: Scandalli, Pigini, Victoria, Bugari, ZeroSette, Borsini. В России это инструменты фирм: «Юпитер», «Тульская гармонь» и «АККО». Стоимость профессионального концертного аккордеона довольно высока и колеблется от 5 до 15 тысяч евро. Вес концертного инструмента может достигать 15-16 килограмм.

9. В США первым исполнителем, внесшим весомый вклад в популяризацию инструмента, был граф Пьедро Дейро, которого называли «отцом аккордеона». Джин фон Халберг, Эйб Голдман и Джо Бивиано - аккордеонисты, первыми выступившими в 1939 году в прославленном Карнеги-холл в Нью-Йорке. Богатая история аккордеонного исполнительства выделила целый ряд талантливейших музыкантов, которые своим творчеством внесли большой вклад в развитие инструмента. Особенно следует отметить эстрадных аккордеонистов: Я. Тирсена, Р. Вюртнера, Ш. Хуссонга, Г. Дейро, Д. Фоссена, Т. Анцелотти, К. Харада, К. Твида, В. Ковтуна, Ю. Дранга, П. Дранга, Р. Бажилина, Я. Табачника, С. Щуракова. Яркие исполнительские звезды есть и у джазового аккордеона, это: М. Мэтьюз, Т. Гумино Л. Саш, Э. Феличе, А. ди Пиппо и Д. Эмбл.

10. На сегодняшний день аккордеон - сравнительно молодой инструмент, который продолжает свое развитие и активно борется за всенародное признание. Его красивый, мощный и разнообразно звучащий голос дарит слушателям огромное удовольствие. Репертуар аккордеонистов очень разнообразен: на инструменте прекрасно звучит национальная музыка разных стран, джаз, переложения барочной и классической музыки музыки (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Ж. Рамо, Ф.Куперен, В.А. Моцарт, Й. Гайдн и т.д.), обретают новые краски переложения многих фортепианных и даже оркестровых произведений разных стилей и эпох. Также репертуар аккордеонистов постоянно обогащается оригинальной музыкой современных российских и зарубежных композиторов – специально для этого инструмента пишут С. Губайдуллина, П. Макконен, Р.Леденев, Т.Сергеева, А.Журбин, Е. Подгайц, Ю. Ганцер и многие другие.

Данной публикацией мы завершаем проект "10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ". Поздравляем всех с наступающим Новым годом и Рождеством! Благодарим вас, что читаете наши публикации!

Ричард Гальяно "Fou rire"
Исп. Сергей Осокин (аккордеон) и Sergey Osokin's Jazz Trio.
https://youtu.be/71Zc39qlToE