10 интересных фактов о музыкальных инструментах

123940641_3497141807066825_3104527176346532192_n.jpg

Детская школа искусств № 14 запускает новый информационно-творческий проект «10 интересных фактов о музыкальных инструментах».

1-2 раза в неделю мы будем публиковать небольшие заметки и интересные факты о разных музыкальных инструментах, на которых ведётся обучение в нашей школе.

Вы узнаете: из чего делают музыкальные инструменты, их специфические особенности, где применяются и в чем их уникальность. Познакомитесь с великими исполнителями и знаменитыми личностями (не связанными с музыкой), которые играли на этих инструментах. Выясните, популярен ли выбранный вами инструмент в современном мире, и какие композиторы писали и продолжают писать для него музыку.
В конце каждой публикации вас ждет небольшой подарок – музыкальное произведение в исполнении выдающегося исполнителя, которое, на наш взгляд, демонстрирует безграничные возможности данного инструмента.

Надеемся, что настоящий проект поддержит мотивацию у наших учащихся заниматься и даст им ощущение, что каждый выбранный инструмент –исключительный.

10 ФАКТОВ О СКР-5 правильная!!!!.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О СКРИПКЕ:

1. Точная дата рождения скрипки не известна. Приблизительное время возникновения - конец 15 или начало 16 века. Инструмент похожий на современную скрипку своим видом и звучанием обязан скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, звучали красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и сегодня играют лучшие скрипачи мира. Антонио Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и неповторимое,фантастическое звучание - способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.

2. Скрипка - абсолютно совершенный инструмент. Внешне он повторяет очертания человека. Это чудо инженерной мысли. Ее звук зависит от архитектуры корпуса, в которой каждая мелочь имеет огромное значение. Для создания скрипки требуется собрать воедино более 70 деталей из разных пород дерева. Большое значение мастера придавали лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранился мастером в строжайшем секрете. Удивительно то, что с годами скрипка начинает лучше звучать.

3. Самая дорогая скрипка в мире была создана в 18 веке Джузеппе Гварнери. В 2010 году на аукционе в Чикаго ее приобрели за 18 миллионов долларов. Самый оригинальный дизайн у современной электроскрипки, принадлежащей музыканту Стопппрду Линзи. Она украшена инкрустацией из 50 000 кристаллов Сваровски. Самая легендарная скрипка, вошедшая в историю — та самая, у которой лопнули струны, когда на ней играл свой концерт Великий Паганини. Эта скрипка действительно существует и находится в частной коллекции.

4. Звук на скрипке извлекается смычком, который ведется по струне. На скрипичный смычок натянуто до 200 волосков из конского хвоста. До 1750 года в Италии для скрипичных струн использовали овечьи кишки. Современные струны делают из синтетических волокон и металла.

5. До сих пор не существует аппаратуры, которая могла бы синтезировать звучание скрипки. Если заиграть на скрипке перед пауком, то он вылезет из своего укрытия, но уж конечно не для того чтобы послушать музыку. От звуков скрипки паутина начинает колебаться и паук думает, что попалась добыча!

6. В симфоническом оркестре скрипок больше, чем любых других инструментов (30!).

7. Занятия скрипкой отлично развивают мозг. Играя на скрипке какую-нибудь (даже самую простую) пьесу, человек может случайно решить некую сложную интеллектуальную задачу, на первый взгляд никак не относящуюся к скрипке и вообще к музыке. Дело в том, что игра на скрипке развивает совместную работу обоих полушарий мозга, развивают моторику, усиливают способность сосредотачиваться и творчески мыслить. Не зря многие выдающиеся «умы» любили поиграть на досуге, на этом волшебном инструменте. Самый известный физик Альберт Эйнштейн прекрасно играл на скрипке! И свои самые известные научные открытия Эйнштейн сделал после или во время музицирования.

8. Около 170 калорий в час расходуется во время игры на скрипке. В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.

9. Скрипач из города Гуанчжоу, расположенном в южном Китае, установил новый рекорд, создав мини-скрипку длиной 1 см, которую он сделал после семи лет тяжелой работы.

10. Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

П.Сарасате "Интродукция и тарантелла".
Исп. Максим Венгеров (скрипка).
https://www.youtube.com/watch?v=LXncgBprFxc


125315840_3505410772906595_1560718639855161364_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ВИОЛОНЧЕЛИ:

1. Виолончель – струнно-смычковый инструмент, один из основных инструментов в симфоническом оркестре. Входит в ту же группу, что альт и скрипка, но гораздо больше по размерам и часто занимает в оркестре лидирующие позиции.

2. Точных данных о том, кем и когда была изобретена виолончель, нет, но первые упоминания стали появляться в XVI веке. Уже тогда итальянский мастер Гаспаро да Сало и Паоло Маджини, его подмастерье, знали, как сделать такой инструмент и создать его уникальный тембр.
Другие исторические источники заявляют, что виолончель изобрел мастер Андреа Амати. Его авторству принадлежит виолончель по имени «Король», самый ранний басовый инструмент скрипичного семейства из сохранившихся. Сейчас «Король» находится в музее Южной Дакоты (США).
Но все недостатки первых инструментов были устранены великим итальянским мастером Антонио Страдивари.

3. После того, как виолончель усовершенствовал Антонио Страдивари, строение инструмента почти не изменилось – и это уникальный случай. Сейчас любая виолончель состоит из двух дек, нижней и верхней, эфы (отверстия для резонации звука) и грифа. Свою роль играют и скромные детали внутри корпуса, которые и помогают добиться специфического звучания.
Современные инструменты обычно изготавливаются из дерева, хотя есть и те, кто ищут альтернативные решения. Так, компания Луиса и Кларка представила несколько моделей виолончели из углеродного волокна. Некоторые немецкие фирмы делают инструменты из алюминия, и по звучанию они ни в чём не уступают традиционным моделям.

4. На данный момент именно виолончель считается самым дорогим музыкальным инструментом мира! Один из инструментов, созданных Антонио Страдивари в 1711 году, по слухам, был продан японским музыкантам за 20 миллионов евро! Долгое время этой виолончелью владел Жан Луи Дюпор (один из первых великих виолончелистов 18 века), в честь которого она позже получила своё имя. Ходит легенда, что несколько царапин, оставленных на деке виолончели «Дюпор» – это след от шпор самого Наполеона, якобы пытавшегося научиться играть на инструменте и случайно поцарапавшего его, обхватив корпус ногами. С 1974 по 2007 год виолончель «Дюпор» была в распоряжении выдающегося советского и российского виолончелиста Мстислава Ростроповича.

5. Первым композитором, оценившим звучание виолончели, был Людвиг Ван Бетховен. После того, как он начал использовать инструмент в своих произведениях, к нему прислушались и другие музыканты.

6. Ввиду своих габаритов, виолончель требует особого положения. Если лёгкие альт или скрипку можно спокойно взять на плечи, виолончель необходимо поставить. Вертикальное положение инструмента поддерживает шпиль, нижний кончик которого касается пола.
Даже находясь в руках музыканта, виолончель должна опираться как минимум на три точки: на полу, где находится её шпиль, на правую грудь и левое колено. Когда человек только учится играть на виолончели, его первым делом учат правильно устанавливать инструмент. Во время игры виолончель двигается немного вправо – так, чтобы левая рука музыканта была свободна.

7. Сыновья и племянники Александра II любили музыку с детства и реализовали свои музыкальные интересы в полной мере. Так, великий князь Константин Константинович, будучи молодым человеком, каждую пятницу играл на виолончели в русском оркестре под управлением Э.Ф.Направника. С великим князем разучивались новые произведения, но, конечно, без публики. Вероятно, у «Константиновичей» виолончель была семейным инструментом, поскольку отец знаменитого «К.Р.», великий князь Константин Николаевич, также играл на этом инструменте. Более того, «Константиновичи» часто устраивали у себя в Мраморном дворце домашние виолончельные концерты.

8. Виолончель – обязательный инструмент в симфоническом оркестре, но место для нее находится и в музыке совершенно других стилей. Например, виолончель помогает добиться уникального звучания финской рок-группе «Apocalyptica» – в составе группы целых 4 инструмента. Они были одними из первых музыкантов, опробовавших создание партий для этого инструмента. Позже таких «экспериментаторов» стало больше, и направление получило собственное название – «симфонический рок».

9. Диапазон тембровых и звуковых возможностей у виолончели огромен. Благодаря необычному звучанию, часто можно услышать, что во время игры инструмент как будто беседует с залом о чём-то очень важном. Некоторые сравнивают её звучание с низким тембром человеческого голоса.

10. Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нем принял участие великий виолончелист Пабло Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, сделанных на фабрике. В эксперименте приняли участие 12 инструментов. В зале погасили свет ради чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах, потому - что у них есть душа».

Р.Щедрин "Подражание Альбенису".
Исп. Даниил Шафран (виолончель).
https://www.youtube.com/watch?v=6yRWqyBxwGo


125374539_3513430308771308_5444873691489268753_n.jpg


10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ АРФЕ:

1.Арфа является прародительницей всех струнных инструментов, ее рождение относят к 2700 году до н. э. Первые 5000 лет в истории человечества на арфах играли исключительно мужчины. Лишь в XIX веке, когда арфа стала украшением салонов, на арфе стали играть и женщины.

2.В 1720 году баварский мастер Хохбруккер изобрел первую педальную арфу. И только в начале XIX столетия знаменитый фортепианный мастер Себастьян Эрар создал самую совершенную конструкцию арфы.
Интересный факт, что французский драматург Бомарше преподавал музыку дочерям Людовика XV, умел играть на арфе и даже сделал некоторые конструктивные преобразования для этого инструмента. Бомарше очень хорошо разбирался в механизмах, поскольку был сыном часовщика. Он уверял Эрара, что ничего нового для усовершенствования арфы сделать невозможно. Но, несмотря на это, Эрар не отказался от своих идей: он увеличил пропорции инструмента, увеличил число струн до шести октав и сконструировал вилочный и педальный механизмы двойного действия. С тех пор концертные арфы имеют семь педалей, которые так и называются: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».

3.Всем известно, что знаменитый мастер из Кремоны, Антонио Страдивари, делал скрипки, а также альты и виолончели. Но мало, кто знает, что в 1681 году он создал три арфы. Одна из них сохранилась до наших дней и находится в Неаполе в стеклянной витрине в консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла.

4.Арфа – один из красивейших струнных музыкальных инструментов. Для ее создания используются разные породы деревьев. Это и ель, и бук, и клен, и береза. Инструмент украшается резьбой, позолотой и декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.

5.По преданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, вызывал смену времен года. Во время сражений древние кельты с маленькими арфами, увенчанными зелеными венками, поднимались на холмы и пели воинственные песни, вселяя в воинов мужество.

6.Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы. Пение и игра на арфе входили в обязанности жрецов.

7.Начиная с XIII века арфа является символом Ирландии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии Джеймс VI (он же король Англии Джеймс I). Став Свободным государством, Ирландия продолжает использовать арфу как государственный символ, запечатленный на Большой государственной и Президентской печатях, на гербе, флаге, паспортах и монетах.

8.Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.

9.В России арфа появилась в XVIII веке и вскоре приобрела большую популярность. Значительную роль в формировании арфового исполнительства и подготовке арфисток в России сыграл Смольный институт благородных девиц, основанный Екатериной II как привилегированное учебное заведение. Здесь впервые был создан класс игры на арфе. В качестве педагогов приглашали лучших музыкантов из Европы. В Смольном институте получила образование выдающаяся великая русская арфистка, профессор Московской консерватории К.А. Эрдели.

10.Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. Когда композиторы хотят изобразить в музыке что-то сказочное или волшебное, они используют именно чарующие звуки арфы.

Й. Гайдн – Концерт Ре мажор (III часть)
Исп. Ксавье де Местр (арфа)
https://www.youtube.com/watch?v=G9td5WpwrKg&feature=share


125964824_3521685547945784_5677123922038217101_n.jpg
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФОРТЕПИАНО:

1. Фортепиано — это группа струнных ударно-клавишных инструментов, предшественниками которых были клавесины. Эта группа инструментов состоит из двух разновидностей — пианино и роялей. Их главное отличие в конструкции — у пианино струны расположены вертикально, а в роялях — горизонтально. Раньше существовало и несколько разновидностей пианино, которые сегодня уже не выпускаются (пиано-лира, пиано-бюро, пирамидальное фортепиано, пиано-арфа). Название фортепиано образовано от двух итальянских слов forte и piano, которыми в музыкальной грамоте обозначают громкую или тихую игру и это отражает преимущество инструмента перед своим предшественником, клавесином, а именно возможность использовать динамику звука. Клавесины не только имели постоянный уровень громкости, но и непродолжительный и быстро затихающий звук.

2. Молоточковый механизм современного фортепиано был изобретен итальянским клавесинным мастером Бартоломео Кристофори в приблизительно 1709 году. В 1711 году такой механизм был описан Сципионом Маффеи, итальянским поэтом и искусствоведом. В то же время и был создан клавесин с новым механизмом. Он был назван «gravicembalo col piano e forte», то есть клавесин с тихим и громким звуком. Впоследствии за инструментом закрепилось название пианофорте, а позже — фортепиано. С 1760-х годов фортепиано было уже распространенным инструментом во всех европейских странах. Интересно, что на Руси первые инструменты называли «Тихогром». А в XVIII веке в Петербурге уже работало более 50 фортепианных мастеров.

3. С XVIII века конструкция фортепиано претерпела значительные изменения. В современном виде инструмент имеет резонансную деку, струны, клавишные механизмы, чугунную раму, педали, опорные конструкции и еще около 12 тысяч деталей, из них 10 тысяч подвижных. Около 70% деталей фортепиано состоят из дерева, остальные его части состоят из чугуна, меди и войлока. Раньше в конструкции инструмента использовали и слоновую кость, из которой делали клавиши, но после изобретения пластика стали применять его. С этим было связано и английское выражение "tickle the ivories", что дословно переводится как щекотать клавиши из слоновой кости. Это выражение означало играть на белых клавишах фортепиано.

4. В 1732 году было написано первое музыкальное произведение для фортепиано. Это была соната Лодовико Джустини. В то же время большинство композиторов все так же ориентировались на клавесин, при написании композиций. Сочинять для фортепиано стали только во времена Моцарта и Гайдна.

5. В Англии XIX века пуритане в повседневной жизни убирали все, что могло показаться хоть немного эротичным. Так, в опалу попали изогнутые резные ножки роялей. Во время концертов их накрывали специальными чехлами, чтобы никто даже, и помыслить не мог о чем-то непристойном.
В Америке в XIX веке пианино были столь популярны, что пианистов постоянно не хватало. Игру на пианино очень любили техасские ковбои. Они были взыскательными слушателями. В одном из салунов Остина еще в начале XX века стояло пианино с табличкой : «Просьба не стрелять в пианиста. Он играет, как умеет». Ради удовлетворения спроса на фортепианную музыку американский инженер Э.С. Воти в 1897 году изобрел пианолу - механическое устройство с клавишами и педалями, в которой можно было выбирать мелодию ,устанавливая сменный барабан со шпеньками, как в шарманке.

6. Три старейших фортепиано сохранились до наших дней. Инструмент 1720 года выпуска можно посмотреть в нью-йоркском Метрополитен - музее, инструмент 1722 года выпуска — в римском Музее музыкальных инструментов, а фортепиано 1726 года выпуска — в Музее музыкальных инструментов при Лейпцигском университете (Германия).

7. Во все времена пианино было показателем уровня культуры его владельцев, а иногда даже неким важным атрибутом. Во времена Советского Союза приобрести пианино в свою квартиру мог далеко не каждый желающий. Нередко в те времена пианино служило наградой за особые заслуги. Например, Юрий Гагарин помимо многочисленных наград получил также в подарок пианино.

8. Профессионалы из японской игрушечной корпорации выпустили полностью функциональную модель мини-пианино. Этот вариант имеет очень скромные размеры, которые составляют 17 сантиметров в высоту и 25 сантиметров в длину. Ширина каждой из клавиш на этом инструменте составляет 5 миллиметров. Играть на таком инструменте можно только при помощи специального электронного устройства, которое идет в комплекте. Самое большой концертный рояль Challen имеет 3,3 метра в длину, суммарное натяжение струн более 30 тонн и массу более тонны.

9. Независимые исследования показывают, что обучение игре на фортепиано благотворно влияет на детей, они имеют лучшую успеваемость по другим предметам, более дисциплинированы, имеют терпение и лучшую координацию. А немецкие ученые установили, что мозг пианистов обладает еще и большей производительностью

10. Фортепиано по праву считают главным среди других инструментов. Причин этому много, но основная заключается в диапазоне инструмента. Фортепиано охватывает весь спектр звучания инструментов оркестра, от самой низкой ноты басового фагота и до верхней ноты флейты-пикколо. Многие великие композиторы были блестящими пианистами –
В. А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф.Лист, Ф. Шопен, А.Рубинштейн, С. Рахманинов. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано дают возможность ощутить всю красоту, глубину и многогранность звучания этого уникального инструмента.


М. Мошковский . Этюд “Искорки “, соч. 36 № 6 .
Исполняет выдающийся пианист Владимир Горовиц (1903-1989). Запись сделана во время концерта в Большом зале Московской консерватории 20 апреля 1986 года .

https://www.youtube.com/watch?v=yHjE-KvG7kI

126513247_3530699870377685_3353516518136666481_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ОРГАНЕ:1. Орган считается одним из самых древних музыкальных инструментов. Инструмент, предшественник современного органа, был популярен уже в первом столетии нашей эры, в эпоху правления императора Нерона. Его изображение встречается на монетах того времени. Прообразами органа были такие древние музыкальные инструменты, как вавилонская волынка, флейта Пана, китайский язычковый духовой инструмент шэн. У большинства людей органная музыка ассоциируется с духовной (церковной), так как, например, в богослужениях у католиков и протестантов орган используется очень часто. В католическом богослужении орган впервые начали использовать при папе римском Виталии (годы правления 657 — 672). Древнейший из сохранившихся органов можно увидеть в Национальном историческом музее в Стокгольме (Швеция). Хоть трубы этого инструмента не сохранились, механизм остался в относительной целостности. Древнейший орган был изготовлен в 1379-1400 годах.

2. Средневековые европейские органы не отличались изяществом. Так, расстояние между клавишами было настолько велико, что музыканты играли не пальцами, а ударяли по клавишам кулаками. Только к XV веку размер клавиш уменьшился, а число труб увеличилось. В XIX веке появились симфонические органы, которые по мощности звучания уже могли соперничать со звучанием симфонического оркестра. Созданию таких инструментов способствовал Аристид Кавайе - Коль, известнейший французский органный мастер.

3. Орган - музыкальный инструмент, который включает в себя огромное количество различных деталей. Он изготавливается всегда индивидуально, так как обязательно обусловлен размерами здания, в котором устанавливается. Высота инструмента может достигать 15 метров, ширина варьируется в пределах 10 метров, глубина около 4 метров. Вес такого органа измеряется в тоннах. В конструкции органа есть несколько клавиатур для рук и педальная клавиатура для ног. Клавиатура для рук называется мануал. Труб в органе очень много-несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой - несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких - в миллиметрах. Для изготовления труб используют два материала - дерево и металл. Электроорган – это маленькая и более дешевая копия большого духового органа, позволяющая поставить этот инструмент в любое помещение или без труда перевести его в другое. А вот большие духовые органы требуют постоянного места «прописки». Поскольку на органе играют и ногами, органисты надевают "органные ботинки". Как правило, это обувь для танцев (мужская, конечно), со скользкой замшевой подошвой и широким каблуком. Играют и пяткой, и носком.

4. До изобретения электромотора выступление органиста было довольно дорогим удовольствием. Помимо оплаты одного или двух ассистентов (для смены регистров), нужно было платить калькантам - людям, качающим воздух в инструмент. Например, в церкви Сен-Сюльпис в Париже орган обслуживали одновременно 5 калькантов. Если в инструменте заканчивался воздух (а звучит это плохо!), органист дергал за рычаг с колокольчиком на конце, чтобы кальканты не тормозили.

5. Орган считается самым большим и громким музыкальным инструментом в мире. В Книгу рекордов Гиннесса занесен орган концертного зала Бордуок в городе Атлантик -Сити (штат Нью-Джерси, США). Конструкция этого инструмента состоит из семи мануалов, 33 114 труб и 455 регистров. Орган временно бездействует, так как требует огромных расходов на поддержание исправного технического состояния. Самый большой орган России находится в Кафедральном соборе города Калининграда (90 регистров,4 мануала,6,5 тысяч труб).

6. Во время Второй мировой войны немецкие войска очень боялись советских реактивных систем залпового огня БМ-13, известных у нас в народе под названием «Катюша». Из-за устрашающего звука немцы называли их «Органом Сталина».

7. Американский композитор-авангардист Джон Милтон Кейдж создал пьесу «Organ/ASLSP (As slow as possible)». Исполнение этого музыкального произведения для фортепиано занимает около одного часа. Но сам автор рекомендовал играть это произведение так медленно, насколько это возможно. В 2001 году в церкви города Хальберштадт (Германия) началось исполнение этого произведения на органе, которое планируется завершить в 2640 году, так как смена аккордов происходит один раз в год.

8. Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков. Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

9. Орган сегодня, как и в прежние времена, очень популярен и любим не только ценителями классической музыки, но и обычными простыми слушателями. Он применяется для аккомпанемента в католических и протестантских богослужениях. Довольно часто церкви с органом служат своего рода «декорированными» концертными залами, в которых проводятся концерты не только органной, а также камерной и симфонической музыки. Сегодня органы устанавливаются в больших концертных залах, где они используются не только как солирующие, но и аккомпанирующие инструменты. Орган красиво звучит с камерным ансамблем, вокалистами, хором и симфоническим оркестром. Например, партии органа включены в партитуры таких замечательных произведений как «Поэма экстаза» и «Прометей» А.Скрябина, симфонии № 3 К.Сен - Санса, симфонии «Манфред» П.И.Чайковского. Орган также звучит в оперных спектаклях «Фауст» Ш.Гуно, «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Отелло» Дж.Верди и «Орлеанская дева» П.И.Чайковского.

10. Настоящий органист должен быть, прежде всего, фанатиком своего инструмента. Жизнь органиста часто складывается так, что единственный орган, на котором он может заниматься, стоит в концертном зале, время в котором расписано по минутам. В дневное время в нем репетирует и выступает сразу несколько коллективов, готовятся к выступлению солисты, а по вечерам проходят концерты. Поэтому с самого начала профессионального обучения органисты, как правило, работают в не совсем традиционное для занятий время. Активное время для органиста – либо раннее утро, либо поздний вечер, а то и ночь. Других вариантов часто просто не бывает. Постоянно жить в таком режиме без фанатизма невозможно! Это одна из причин того, что в органной музыке до вершин добираются лишь музыканты бесконечно влюбленные в орган, в музыку, в своих слушателей. Органисты готовы ко всему. Орган - не стандартизированный инструмент, нет ни одного одинакового духового органа! Пожалуй, единственное, что их объединяет - то, что воздух под давлением подается под трубы, управление - клавиатурой. Всё остальное - количество регистров, труб, клавиш, клавиатур, наличие/отсутствие педали - может быть любое. Ну и разные особенности вроде встроенной памяти, вспомогательных кнопок, системы передачи от клавиш к вентилям - как повезет. Поэтому органистам нужны железные нервы. И хорошее образование!

И.С.Бах Токката и фуга ре минор.
Исп. Хавьер Варнус (орган).
Запись сделана в Берлинском кафедральном соборе.
https://www.youtube.com/watch?v=FHNLdHe8uxY


127447314_3540053656108973_1498420673441868863_n.jpg

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ГОБОЕ:

1. Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево") — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, но несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты (бомбарда, волынка, жалейка, балабан, мей, дудук, гайта, зурна) вместе с инструментами нового времени (мюзетт, собственно гобой, гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой) составляют обширное семейство этого инструмента.

2. Происхождение инструмента восходит к 3000 до н.э. В Месопотамии и древнем Вавилоне были найдены первые иллюстрации. Так же археологические находки доказывают, что в древнем Египте и Греции было развито искусство игры на инструментах с двойной тростью. В библии упоминается предок гобоя под названием "халил", который использовался в храмах. В средние века было много похожих инструментов почти во всех странах - поммер, крумхорн, бомбарда, шалмей и многие другие. Первые клапаны появились на гобое эпохи Барокко. Благодаря мастеру Жану де Оттетеру инструмент получил 7 отверстий и 2 клапана, а так же для удобства хранения, деление на 3 части: 2 колена и раструб. В дальнейшем гобой почти не менялся, лишь добавилось несколько клапанов. И только после изобретения системы Бёма в XIX веке и ее применением, с некоторыми изменениями, гобойными мастерами (Гийом Трибер, Франсуа Лоре), появился современный инструмент.

3.Гобой состоит из конической трубки, длинной 65 см., разделенной на 3 части: 2 колена и раструб. Для изменения высоты звука просверлены отверстия, на современных гобоях их 23, и закрываются они клапанами, которых 22-23. Механика считается одной из самых сложных используемых в музыкальных инструментах. Основным материалом для клапанов служит мельхиор, который покрывается сплавами серебра, золота или никеля. Вес гобоя 700-900 грамм. Диапазон инструмента от си бемоль малой октавы, до ля 3-й октавы.

4.Основным материалом для изготовления гобоя служит африканское черное дерево. Иногда используются экзотические породы деревьев («фиолетовое» дерево, кокоболо). Первые гобои делали из полых трубок бамбука и тростника. Позже в качестве прочного материала использовали древесину бука, самшита, груши, палисандра и даже слоновую кость. В 19-м веке с увеличением числа отверстий и клапанов возникла необходимость в более прочном материале. Им и стало черное дерево. Последней технологической новинкой является инструмент из материала, основу которого составляет порошок черного дерева с добавлением 5 процентов углепластика. Такой инструмент легче, дешевле, меньше реагирует на перепады температуры и влажности.

5. Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку игра на нем требует особого мастерства. А все дело в наличии маленькой двухлепестковой трости (двойного язычка), благодаря которой на инструменте и извлекается звук. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс имеет множество тонкостей и хитростей.

6. Благодаря очень маленькому отверстию в трости, на гобое легко использовать прием перманентного дыхания. Это возможность очень долго и непрерывно извлекать звуки, делая вдохи через нос и используя воздух в щеках для поддержания беспрерывной игры на инструменте.

7. В 1989 году гобой попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент. Джек Козен Хэрель играл "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" за 26.1 секунду, и попал в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый гобоист.

8. Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей дудочки. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Вспомните хотя бы оперы и балеты П.И.Чайковского. Музыка, позволяющая раскрыть всю красоту гобоя.

9. Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.

10. Гобой используется в качестве сольного инструмента в камерной музыке и симфоническом оркестре. С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А.Вивальди, А. Марчелло, Г.Гендель, И.С.Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д'амур. Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения Гайдна, Штрауса, Бетховена, Беллини, Сен-Санса, Пуленка и других композиторов. Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе. В рок-музыке, поп и металле гобой встречается у Питера Гэбриелла, Арта Гарфанкела, Таниты Тикарам, рок-группы Roxy Musicи металл-группы Finsterforst. В кинофильмах наиболее известная музыка в лентах «Миссия» и «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов».

А.Вивальди Концерт для гобоя с оркестром До мажор, RV 450, ч. 1. Allegro moltoИсп. Альбрехт Майер (гобой).
https://www.youtube.com/watch?v=cCni9RNV0j8