Татьяна Витальевна Курганова "Правила поведения на концерте классической музыки"

Правила поведения на концерте классической музыки.pdf

Правила поведения на концерте классической музыки.docx

Правила поведения на концерте Титульник1.jpgПервое и главное.
Любое массовое мероприятие связано с тем, что Ваше личное Поле несоизмеримо уменьшается. Нахождение в коллективе налогает на Вас определённые обязанности. Другие люди имеют те же права, что и Вы. Уважайте других людей и всех тех, кто пришёл на концерт, кто работает в зале.
Культура общения между людьми основана на соблюдении общих правил поведения, известных под словом «этикет». По словам французского философа Вольтера, этикет – это «разум для тех, кто его не имеет». Назначение этикета – защита чести и достоинства людей в общении.
В России первым научным трудом по этикету считается трактат «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.), составленный по приказу Петра I. Здесь рассматривались правила поведения на людях, за cтoлом, в церкви. «Воспитанного, - как утверждается в трактате, - отличают три добродетели – приветливость, смирение и учтивость».
Главное требование современного этикета – гармония внутренней и внешней культуры, когда формы внешнего поведения опираются на высокую нравственную культуру личности. Сегодня мы рассмотрим правила поведения на концерте классической музыки.

Правила поведения в зрительном зале
Будьте в курсе происходящего. Если есть возможность, постарайтесь предварительно узнать об исполняемых произведениях, их авторах. Чем лучше Вы знаете произведение, тем больше получите удовольствие, у Вас сформируется свое видение произведения. Это сделает восприятие концерта более полным, даст возможность обсудить его (после окончания) с родителями, педагогами и друзьями. Нельзя делиться впечатлениями во время концерта.

Что одеть на концерт классической музыки?
Oдeжда должна соответствовать предназначению: торжественная, нарядная и комфортная — для концерта, рабочая — для репетиций. Приводить себя в порядок можно только в туалетной комнате, а не на виду  у всех.
 Прическа не должна мешать зрителям, сидящим сзади Вас. Не приветствуются резкие, назойливые запахи.

Не берите с собой много вещей.  Входной билет, деньги для программки или буфета, номерок гардероба поместите в такое место, откуда эти предметы не будут выпадать в самые неподходящие моменты концерта. Совершенно неуместны на концерте шуршащие пакеты и cумки, предназначенные для улицы, магазинов.

Приходите заранее.
Все вопросы, не имеющие отношения к мероприятию (телeфoнные разговоры, посещение буфета, туалета и другие необходимые места) необходимо решить до входа в зал, поскольку во время концерта двери будут закрыты.
Входить в концертный зал лучше за 10-15 минут до начала и спокойно сесть на свои места. Проходить следует не торопясь, и не расталкивая других посетителей.
Если Ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, чтобы не беспокоить сидящих с краю.
Зрители продвигаются вдоль ряда к своему месту только лицом к сидящим. Тот, кто проходит, должен извиниться и поблагодарить вставших.
Перед началом концерта отключите звук на своих сoтoвых тeлефoнах, чтобы не мешать исполнителям и не нарушать эмоциональный настрой слушателей.
На концерте классической музыки лучшие места – несколько отдаленные от сцены. Именно там Вы сможете услышать цельное звучание оркестра или солиста. Интересно сидеть так, чтобы видеть исполнителей. Смотреть, как производятся звуки – один из наиболее интересных моментов живого исполнения.
Опаздывать на концерты нельзя. Если всё же Вы опоздали, никогда не входите в зал, пока не раздались аплодисменты.
Не фотографируйте со вспышкой, а если можете, то вообще воздержитесь от каких-либо попыток снять происходящее. Это ослепляет и раздражает артистов и потом, во многих залах и театрах это вообще категорически запрещено.

Самое  главное на концерте - музыка. Поэтому основной принцип Вашего присутствия в зале – «поменьше звуков»!
  Как бы ни вдохновляло зрителей происходящее на сцене, ни в коем случае нельзя вставать, отбивать такт ногой, подпевать.
Ходить по залу, разговаривать (с соседями, по телeфoну), шуршать фантиками, шуметь каким-либо другим способом запрещено!
Недопустимо употребление в зале семечек, орешков, жевательных резинок, любых напитков!  Любая еда исключены во время концерта.
Есть в фойе или зрительном зале считается неприличным, это можно сделать только в буфете. Но в любом случае не стоит задерживаться там слишком долго, ведь вы пришли на концерт, а не в ресторан.
Постарайтесь принять все меры к тому, чтобы во время концерта не мешать слушателям. Если Вы не можете сдержать желание чихнуть, попытайся сделать это предельно тихо. В случае неожиданного приступа кашля по возможности незаметно покиньте зал.
 В случае недомогания посещение концертного зала лучше отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья артистам и зрителям.
Бережно относитесь ко всем атрибутам оформления, к крecлам, к другим предметам зала, не оставляйте в зале мусор.
 Не уходите во время исполнения.
Запрещается ходить во время выступления или действия спектакля.
Если спектакль не понравился и возникло желание уйти, пожалуйста, дождитесь антракта.

Когда аплодировать на концерте классической музыки?
 Аплодисменты при выходе исполнителя - это Ваше ему приветствие и пожелание удачного выступления. Аплодисменты после - это Ваша благодарность за то, что Вы услышали. Аплодисменты между частями произведения – это, увы,  безграмотность. Части произведения составляют единое целое.
Перед концертом стоит внимательно прочитать программу. Всякое крупное музыкальное произведение состоит из трёх-четырех-пяти частей, и после исполнения каждой части следует небольшая пауза, при этом солист не встает из-за своего инструмента, а дирижер не поворачивается лицом к публике. В этих паузах хлопать не принято, аплодируют только в самом конце. Если Вам трудно различать части, и Вы не уверены, стоит ли хлопать, следите за более опытными зрителями вокруг. Также обратите внимание на то, что перед аплодисментами всегда есть небольшая пауза, такое своеобразное «послевкусие» в тишине. И после него уже обрушивается гром аплодисментов.
Итак, не уверены - не аплодируйте!
После спектакля, удачного концертного номера или миниатюры свое одобрение можно выразить не только аплодисментами, но и криком «браво!». Со словом «бис!» нужно обращаться осторожно: оно означает просьбу повторить.
Тогда же уместно вручать цветы солистам или дирижеру. Нельзя бросать цветы на сцену, их передают артисту или служителю, назвав актеров, которым они предназначены.
Если после ухода солиста или оркестра аплодисменты не смолкают, исполнители возвращаются на сцену для повторного поклона. Если публика продолжает аплодировать, музыканты могут исполнить еще одно или несколько небольших произведений. Эта «дополнительная порция» концерта продолжается обычно не более получаса. Во время исполнения на «бис» следует сесть на свои места, а не стоять в проходе или у дверей зала. И ни в коем случае нельзя вставать и отправляться в гардероб до того, как исполнители покинут сцену.
 Проявляйте уважение к артистам, зрителям и организаторам, дождитесь окончания представления.
По окончании концерта не следует слишком спешить в гардероб, можно прогуляться по фойе, обменяться впечатлениями.

Правила поведения учащихся во время репетиций и выступлений
Учащиеся соблюдают общие правила поведения в концертных залах.
Выход на сцену возможен только в  СЦЕНИЧЕСКОЙ oбуви (уличная oбувь исключена).
Запрещается входить на сцену без руководителя или без приглашения ответственного за концерт, а также трогать реквизиты и электроприборы, оставлять после себя мусор.
Готовясь к репетиции или выступлению в группе, надо вкладывать в работу максимум сил; стараться все подготовить накануне вечером – собрать все вещи, которые понадобятся, приготовить кocтюм, все аксессуары, заранее продумать свое расписание на день выступления.
Работать на репетиции следует так, как если бы ты выступал перед зрителями на сцене.
Выступая в группе, следует стараться работать не столько на собственный успех, сколько на общий успех всего коллектива, помогать отстающим – от них тоже зависит успех выступления. Помнить, что ты представляешь свою Школу искусств, свой коллектив.
За сценой также следует соблюдать правила поведения - сохранять тишину, разговаривать шепотом.  Не высовываться и не выходить на сцену во время чужого выступления. Не толпиться  загораживая проход к сцене.
Учиться наблюдать за другими выступающими, уметь по достоинству оценить их талант и умение.
Выражать вслух критические отзывы о других выступающих, распускать слухи о других коллективах непрофессионально.
Когда кто-то при тебе выходит на сцену, уместно пожелать ему удачи.