"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ВИОЛОНЧЕЛИ"

13 ноября 2020

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ВИОЛОНЧЕЛИ:

1. Виолончель – струнно-смычковый инструмент, один из основных инструментов в симфоническом оркестре. Входит в ту же группу, что альт и скрипка, но гораздо больше по размерам и часто занимает в оркестре лидирующие позиции.

2. Точных данных о том, кем и когда была изобретена виолончель, нет, но первые упоминания стали появляться в XVI веке. Уже тогда итальянский мастер Гаспаро да Сало и Паоло Маджини, его подмастерье, знали, как сделать такой инструмент и создать его уникальный тембр.
Другие исторические источники заявляют, что виолончель изобрел мастер Андреа Амати. Его авторству принадлежит виолончель по имени «Король», самый ранний басовый инструмент скрипичного семейства из сохранившихся. Сейчас «Король» находится в музее Южной Дакоты (США).
Но все недостатки первых инструментов были устранены великим итальянским мастером Антонио Страдивари.

3. После того, как виолончель усовершенствовал Антонио Страдивари, строение инструмента почти не изменилось – и это уникальный случай. Сейчас любая виолончель состоит из двух дек, нижней и верхней, эфы (отверстия для резонации звука) и грифа. Свою роль играют и скромные детали внутри корпуса, которые и помогают добиться специфического звучания.
Современные инструменты обычно изготавливаются из дерева, хотя есть и те, кто ищут альтернативные решения. Так, компания Луиса и Кларка представила несколько моделей виолончели из углеродного волокна. Некоторые немецкие фирмы делают инструменты из алюминия, и по звучанию они ни в чём не уступают традиционным моделям.

4. На данный момент именно виолончель считается самым дорогим музыкальным инструментом мира! Один из инструментов, созданных Антонио Страдивари в 1711 году, по слухам, был продан японским музыкантам за 20 миллионов евро! Долгое время этой виолончелью владел Жан Луи Дюпор (один из первых великих виолончелистов 18 века), в честь которого она позже получила своё имя. Ходит легенда, что несколько царапин, оставленных на деке виолончели «Дюпор» – это след от шпор самого Наполеона, якобы пытавшегося научиться играть на инструменте и случайно поцарапавшего его, обхватив корпус ногами. С 1974 по 2007 год виолончель «Дюпор» была в распоряжении выдающегося советского и российского виолончелиста Мстислава Ростроповича.

5. Первым композитором, оценившим звучание виолончели, был Людвиг Ван Бетховен. После того, как он начал использовать инструмент в своих произведениях, к нему прислушались и другие музыканты.

6. Ввиду своих габаритов, виолончель требует особого положения. Если лёгкие альт или скрипку можно спокойно взять на плечи, виолончель необходимо поставить. Вертикальное положение инструмента поддерживает шпиль, нижний кончик которого касается пола.
Даже находясь в руках музыканта, виолончель должна опираться как минимум на три точки: на полу, где находится её шпиль, на правую грудь и левое колено. Когда человек только учится играть на виолончели, его первым делом учат правильно устанавливать инструмент. Во время игры виолончель двигается немного вправо – так, чтобы левая рука музыканта была свободна.

7. Сыновья и племянники Александра II любили музыку с детства и реализовали свои музыкальные интересы в полной мере. Так, великий князь Константин Константинович, будучи молодым человеком, каждую пятницу играл на виолончели в русском оркестре под управлением Э.Ф.Направника. С великим князем разучивались новые произведения, но, конечно, без публики. Вероятно, у «Константиновичей» виолончель была семейным инструментом, поскольку отец знаменитого «К.Р.», великий князь Константин Николаевич, также играл на этом инструменте. Более того, «Константиновичи» часто устраивали у себя в Мраморном дворце домашние виолончельные концерты.

8. Виолончель – обязательный инструмент в симфоническом оркестре, но место для нее находится и в музыке совершенно других стилей. Например, виолончель помогает добиться уникального звучания финской рок-группе «Apocalyptica» – в составе группы целых 4 инструмента. Они были одними из первых музыкантов, опробовавших создание партий для этого инструмента. Позже таких «экспериментаторов» стало больше, и направление получило собственное название – «симфонический рок».

9. Диапазон тембровых и звуковых возможностей у виолончели огромен. Благодаря необычному звучанию, часто можно услышать, что во время игры инструмент как будто беседует с залом о чём-то очень важном. Некоторые сравнивают её звучание с низким тембром человеческого голоса.

10. Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нем принял участие великий виолончелист Пабло Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, сделанных на фабрике. В эксперименте приняли участие 12 инструментов. В зале погасили свет ради чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах, потому - что у них есть душа».

Р.Щедрин "Подражание Альбенису".
Исп. Даниил Шафран (виолончель).
https://www.youtube.com/watch?v=6yRWqyBxwGo

"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ВИОЛОНЧЕЛИ"