"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ОРГАНЕ"

22 ноября 2020

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ОРГАНЕ:

1. Орган считается одним из самых древних музыкальных инструментов. Инструмент, предшественник современного органа, был популярен уже в первом столетии нашей эры, в эпоху правления императора Нерона. Его изображение встречается на монетах того времени. Прообразами органа были такие древние музыкальные инструменты, как вавилонская волынка, флейта Пана, китайский язычковый духовой инструмент шэн. У большинства людей органная музыка ассоциируется с духовной (церковной), так как, например, в богослужениях у католиков и протестантов орган используется очень часто. В католическом богослужении орган впервые начали использовать при папе римском Виталии (годы правления 657 — 672). Древнейший из сохранившихся органов можно увидеть в Национальном историческом музее в Стокгольме (Швеция). Хоть трубы этого инструмента не сохранились, механизм остался в относительной целостности. Древнейший орган был изготовлен в 1379-1400 годах.

2. Средневековые европейские органы не отличались изяществом. Так, расстояние между клавишами было настолько велико, что музыканты играли не пальцами, а ударяли по клавишам кулаками. Только к XV веку размер клавиш уменьшился, а число труб увеличилось. В XIX веке появились симфонические органы, которые по мощности звучания уже могли соперничать со звучанием симфонического оркестра. Созданию таких инструментов способствовал Аристид Кавайе - Коль, известнейший французский органный мастер.

3. Орган - музыкальный инструмент, который включает в себя огромное количество различных деталей. Он изготавливается всегда индивидуально, так как обязательно обусловлен размерами здания, в котором устанавливается. Высота инструмента может достигать 15 метров, ширина варьируется в пределах 10 метров, глубина около 4 метров. Вес такого органа измеряется в тоннах. В конструкции органа есть несколько клавиатур для рук и педальная клавиатура для ног. Клавиатура для рук называется мануал. Труб в органе очень много-несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой - несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких - в миллиметрах. Для изготовления труб используют два материала - дерево и металл. Электроорган – это маленькая и более дешевая копия большого духового органа, позволяющая поставить этот инструмент в любое помещение или без труда перевести его в другое. А вот большие духовые органы требуют постоянного места «прописки». Поскольку на органе играют и ногами, органисты надевают "органные ботинки". Как правило, это обувь для танцев (мужская, конечно), со скользкой замшевой подошвой и широким каблуком. Играют и пяткой, и носком.

4. До изобретения электромотора выступление органиста было довольно дорогим удовольствием. Помимо оплаты одного или двух ассистентов (для смены регистров), нужно было платить калькантам - людям, качающим воздух в инструмент. Например, в церкви Сен-Сюльпис в Париже орган обслуживали одновременно 5 калькантов. Если в инструменте заканчивался воздух (а звучит это плохо!), органист дергал за рычаг с колокольчиком на конце, чтобы кальканты не тормозили.

5. Орган считается самым большим и громким музыкальным инструментом в мире. В Книгу рекордов Гиннесса занесен орган концертного зала Бордуок в городе Атлантик -Сити (штат Нью-Джерси, США). Конструкция этого инструмента состоит из семи мануалов, 33 114 труб и 455 регистров. Орган временно бездействует, так как требует огромных расходов на поддержание исправного технического состояния. Самый большой орган России находится в Кафедральном соборе города Калининграда (90 регистров,4 мануала,6,5 тысяч труб).

6. Во время Второй мировой войны немецкие войска очень боялись советских реактивных систем залпового огня БМ-13, известных у нас в народе под названием «Катюша». Из-за устрашающего звука немцы называли их «Органом Сталина».

7. Американский композитор-авангардист Джон Милтон Кейдж создал пьесу «Organ/ASLSP (As slow as possible)». Исполнение этого музыкального произведения для фортепиано занимает около одного часа. Но сам автор рекомендовал играть это произведение так медленно, насколько это возможно. В 2001 году в церкви города Хальберштадт (Германия) началось исполнение этого произведения на органе, которое планируется завершить в 2640 году, так как смена аккордов происходит один раз в год.

8. Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков. Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

9. Орган сегодня, как и в прежние времена, очень популярен и любим не только ценителями классической музыки, но и обычными простыми слушателями. Он применяется для аккомпанемента в католических и протестантских богослужениях. Довольно часто церкви с органом служат своего рода «декорированными» концертными залами, в которых проводятся концерты не только органной, а также камерной и симфонической музыки. Сегодня органы устанавливаются в больших концертных залах, где они используются не только как солирующие, но и аккомпанирующие инструменты. Орган красиво звучит с камерным ансамблем, вокалистами, хором и симфоническим оркестром. Например, партии органа включены в партитуры таких замечательных произведений как «Поэма экстаза» и «Прометей» А.Скрябина, симфонии № 3 К.Сен - Санса, симфонии «Манфред» П.И.Чайковского. Орган также звучит в оперных спектаклях «Фауст» Ш.Гуно, «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Отелло» Дж.Верди и «Орлеанская дева» П.И.Чайковского.

10. Настоящий органист должен быть, прежде всего, фанатиком своего инструмента. Жизнь органиста часто складывается так, что единственный орган, на котором он может заниматься, стоит в концертном зале, время в котором расписано по минутам. В дневное время в нем репетирует и выступает сразу несколько коллективов, готовятся к выступлению солисты, а по вечерам проходят концерты. Поэтому с самого начала профессионального обучения органисты, как правило, работают в не совсем традиционное для занятий время. Активное время для органиста – либо раннее утро, либо поздний вечер, а то и ночь. Других вариантов часто просто не бывает. Постоянно жить в таком режиме без фанатизма невозможно! Это одна из причин того, что в органной музыке до вершин добираются лишь музыканты бесконечно влюбленные в орган, в музыку, в своих слушателей. Органисты готовы ко всему. Орган - не стандартизированный инструмент, нет ни одного одинакового духового органа! Пожалуй, единственное, что их объединяет - то, что воздух под давлением подается под трубы, управление - клавиатурой. Всё остальное - количество регистров, труб, клавиш, клавиатур, наличие/отсутствие педали - может быть любое. Ну и разные особенности вроде встроенной памяти, вспомогательных кнопок, системы передачи от клавиш к вентилям - как повезет. Поэтому органистам нужны железные нервы. И хорошее образование!

И.С.Бах Токката и фуга ре минор.
Исп. Хавьер Варнус (орган).
Запись сделана в Берлинском кафедральном соборе.
https://www.youtube.com/watch?v=FHNLdHe8uxY

"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ОРГАНЕ"