"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ГОБОЕ"

26 ноября 2020

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ГОБОЕ:

1. Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево") — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, но несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты (бомбарда, волынка, жалейка, балабан, мей, дудук, гайта, зурна) вместе с инструментами нового времени (мюзетт, собственно гобой, гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой) составляют обширное семейство этого инструмента.

2. Происхождение инструмента восходит к 3000 до н.э. В Месопотамии и древнем Вавилоне были найдены первые иллюстрации. Так же археологические находки доказывают, что в древнем Египте и Греции было развито искусство игры на инструментах с двойной тростью. В библии упоминается предок гобоя под названием "халил", который использовался в храмах. В средние века было много похожих инструментов почти во всех странах - поммер, крумхорн, бомбарда, шалмей и многие другие. Первые клапаны появились на гобое эпохи Барокко. Благодаря мастеру Жану де Оттетеру инструмент получил 7 отверстий и 2 клапана, а так же для удобства хранения, деление на 3 части: 2 колена и раструб. В дальнейшем гобой почти не менялся, лишь добавилось несколько клапанов. И только после изобретения системы Бёма в XIX веке и ее применением, с некоторыми изменениями, гобойными мастерами (Гийом Трибер, Франсуа Лоре), появился современный инструмент.

3.Гобой состоит из конической трубки, длинной 65 см., разделенной на 3 части: 2 колена и раструб. Для изменения высоты звука просверлены отверстия, на современных гобоях их 23, и закрываются они клапанами, которых 22-23. Механика считается одной из самых сложных используемых в музыкальных инструментах. Основным материалом для клапанов служит мельхиор, который покрывается сплавами серебра, золота или никеля. Вес гобоя 700-900 грамм. Диапазон инструмента от си бемоль малой октавы, до ля 3-й октавы.

4.Основным материалом для изготовления гобоя служит африканское черное дерево. Иногда используются экзотические породы деревьев («фиолетовое» дерево, кокоболо). Первые гобои делали из полых трубок бамбука и тростника. Позже в качестве прочного материала использовали древесину бука, самшита, груши, палисандра и даже слоновую кость. В 19-м веке с увеличением числа отверстий и клапанов возникла необходимость в более прочном материале. Им и стало черное дерево. Последней технологической новинкой является инструмент из материала, основу которого составляет порошок черного дерева с добавлением 5 процентов углепластика. Такой инструмент легче, дешевле, меньше реагирует на перепады температуры и влажности.

5. Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку игра на нем требует особого мастерства. А все дело в наличии маленькой двухлепестковой трости (двойного язычка), благодаря которой на инструменте и извлекается звук. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс имеет множество тонкостей и хитростей.

6. Благодаря очень маленькому отверстию в трости, на гобое легко использовать прием перманентного дыхания. Это возможность очень долго и непрерывно извлекать звуки, делая вдохи через нос и используя воздух в щеках для поддержания беспрерывной игры на инструменте.

7. В 1989 году гобой попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент. Джек Козен Хэрель играл "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" за 26.1 секунду, и попал в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый гобоист.

8. Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей дудочки. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Вспомните хотя бы оперы и балеты П.И.Чайковского. Музыка, позволяющая раскрыть всю красоту гобоя.

9. Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.

10. Гобой используется в качестве сольного инструмента в камерной музыке и симфоническом оркестре. С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А.Вивальди, А. Марчелло, Г.Гендель, И.С.Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д'амур. Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения Гайдна, Штрауса, Бетховена, Беллини, Сен-Санса, Пуленка и других композиторов. Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе. В рок-музыке, поп и металле гобой встречается у Питера Гэбриелла, Арта Гарфанкела, Таниты Тикарам, рок-группы Roxy Musicи металл-группы Finsterforst. В кинофильмах наиболее известная музыка в лентах «Миссия» и «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов».

А.Вивальди Концерт для гобоя с оркестром До мажор, RV 450, ч. 1. Allegro molto
Исп. Альбрехт Майер (гобой).
https://www.youtube.com/watch?v=cCni9RNV0j8

"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ГОБОЕ"