"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФЛЕЙТЕ"

29 ноября 2020

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФЛЕЙТЕ:

1. Современная флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Флейты такой конструкции появились в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н.э.). Первоначально флейта была инструментом пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее она стала принимать участие в духовных обрядах. В XVII веке флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала полноправным инструментом ансамблей и оперных оркестров. В1832 году немецкий мастер Т. Бем усовершенствовал инструмент; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту

2. Поперечная флейта - продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. Звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Для современной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, очень пронзительны, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.

3. Флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо, альтовая и басовая. Строение флейты-пикколо такое же, как и у большой флейты, различие кроется в размерах - она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Н.А.Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. Альтовая флейта напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон - от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы. Басовая флейта - в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы. Существуют и гораздо более редко используемые образцы — d'Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

4. Современные флейты обычно изготавливают из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Флейта - единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. Следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых инструментах.

5. При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применил в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р.Штраус. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела грани! «Мультифоники» — одновременно извлекается два и большее количество звуков. «Whistle tones» - негромкий свист. «Танграм»- звуки, аналогичные хлопанью ладонями. «Jet whistle» - реактивный свист.Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

6. Древнейшую флейту обнаружили в 1998 году в Любляне (Словения). Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет. Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука: Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая проповедует любовь и свободу. На флейте играли выдающиеся личности: Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Михаил Глинка, Энрико Карузо, Вуди Ален, и др.

7. В 1939 году по заказу известного флейтиста Уильяма Кинкаида компания Powell изготовила самую дорогую флейту из чистой платины. В 1986 году на аукционе её продали за 600 тысяч долларов. Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии в 2011 году на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки. Самое длинное беспрерывное выступление флейтистки Кэтрин Брукес в Бедворте (Великобритания) продолжалось 25 часов 48 минут. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.

8. Выразительность звучание флейты всегда привлекала внимание композиторов. Для флейты писали: А.Вивальди, И.С. Бах, Г.Гендель, К.В. Глюк, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, К.М. Вебер, Ф.Шуберт, Д. Россини, Г. Берлиоз, К.Сен-Санс. В джазе одним из первых стал использовать флейты руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Jethro Tull - вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песнях Битлз, на ней играет Джон Скотт.

9. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце.

10. Существует красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта. Легенда связана с древнейшим богом Греции Паном. Родившись с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой, Пан не остался жить на Олимпе, а ушел в тенистые леса и горы, где пас стада. Однажды Пан увидел красавицу нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянув на Пана, нимфа в страхе убежала. Пан стремился догнать ее, но путь ему преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки услышал ее мольбы и превратил в гибкий, тихо шелестевший тростник, который, вместо Сиринги, обнял подбежавший Пан. Печально вздыхая, он срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память о прекрасной нимфе Пан назвал свою свирель сирингой и стал играть на ней в уединении лесов, оплакивая свою любовь.

П.И.Чайковский "Ариозо Ленского" из оперы "Евгений Онегин"
(переложение для флейты).Исп. Эммануэль Паю (флейта)

https://www.youtube.com/watch?v=dS1YAapVcCs



"10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФЛЕЙТЕ"